В начале октября этого года президент Украины Виктор Янукович подписал Закон Украины № 5199-VI «О проведении экономического эксперимента по государственной поддержке судостроительной промышленности». Заявленная цель – спасение судостроительной промышленности, ее интеллектуального, технологического, научно-технического, производственного потенциала. Среди прочих мер по спасению украинского судостроения — и «повышение уровня государственных заказов, в том числе государственных оборонных заказов».
Документ, что и говорить, актуальный. Украинское судостроение, как известно, имеет со времен СССР мощнейший потенциал, но все годы независимости реализуется он чисто символически (при этом в основном за счет иностранных заказов), от чего отрасль усиленно деградирует. Однако если примерять этот «судостроительный» закон Януковича к реальным событиям и тенденциям, неминуемо возникают недоуменные вопросы.
Так совпало, что к моменту подписания закона Военно-морские силы Вооруженных сил Украины в кои-то веки проявили активность в заказах для корабелов. В частности, как сообщил в начале октября командующий ВМС Украины Юрий Ильин, в настоящий момент на украинских судостроительных и судоремонтных предприятиях проходят ремонт 20 боевых кораблей, катеров и судов обеспечения ВМС ВС Украины. «Согласно принятым решениям работы выполняются по графику, финансирование осуществляется ритмично в утвержденных объемах. У нас есть уверенность в том, что до конца года заключенные договоры будут выполнены, и боевое ядро ВМС пополнится технически восстановленными боевыми единицами», — отметил Ильин.
В командовании ВМС уверяют, что поддержка флота со стороны Министерства обороны позволила «изменить стратегические подходы»: от поддержания технической готовности, ремонта отдельных узлов и механизмов — до комплексного ремонта кораблей с полным восстановлением их боевого потенциала. На реализацию этой стратегии в этом году флоту были выделены 170 млн. гривен, и на сегодняшний день на одном только Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) в Николаеве прошли или проходят ремонт корабли ВМС Украины “Константин Ольшанский”, “Приднепровье”, “Переяслав” и “Кировоград”. При том, что, например, малый разведывательный корабль “Переяслав” не был в ремонте 20 лет, большой десантный корабль “Константин Ольшанский” — 8 лет.
Казалось бы, есть повод для оптимизма – после долгих лет отсутствия вообще каких бы то ни было заказов от Минобороны, украинские корабелы наконец начали выполнять работы в интересах отечественных ВМС. И не в долг, как это часто бывало раньше, а под «живые» деньги, выделенные военным ведомством для этих целей. Однако не забудем, что речь в данном случае идет не более чем о ремонте катастрофически исчерпывающих ресурсы эксплуатации боевых единиц украинского флота, которые и после этого ремонта смогут служить не так долго — уже хотя бы по причине морального устаревания.
А что касается будущего ВМС, то есть создания новых образцов по широко известной «корветной программе», то здесь картина далеко не такая радужная. Хотя по понятным причинам она интересует судостроителей куда больше ремонта – ведь это и более существенные средства, и возможность реализовать тот самый технологический и производственный потенциал, о котором вещает подписанный Януковичем закон.
В частности, как известно, согласно принятой Кабмином еще в марте 2011 г. концепции строительства корветов, и утвержденной в ноябре 2011 г. Государственной целевой оборонной программы строительства кораблей класса “корвет” по проекту 58250, до 2021 г. Черноморский судостроительный завод должен построить серию из 4 корветов, получив на это 16,22 млрд грн. В начале этого года было заявлено, что на корветную программу в 2012 г Кабмин предусмотрел в госбюджете 433 млн грн. Ситуация начала настораживать: простой арифметический подсчет показывал, что при таких темпах финансирования корветная программа растягивается не на заявленные 10 лет (с 2011 г до 2021 г), а на 37,5 лет. То есть к окончанию постройки последнего корвета этого типа, если взять его соответствие современным требованиям на тот момент, место ему будет скорее в музее.
Однако далее события начали развиваться намного печальнее. Точнее, они вообще никак не развивались – весной 2012 г Минобороны в очередной раз подтвердило, что судостроители получат в этом году указанные 433 млн грн, а затем о корветной программе никто не вспоминал аж до августа. В середине августа ЧСЗ посетила делегация Минобороны, и из торжественных, полных пафоса речей стало ясным, что обещанные деньги судостроителям пока так и не пошли, и дай Бог, начнут поступать к концу года.
И вот в конце сентября ясность в ситуацию внес, выступая на брифинге в Киеве, заместитель министра обороны Украины, руководитель аппарата МО Владимир Можаровский. Он сообщил, что в Николаеве продолжается строительство первого корабля класса “корвет” под названием “Владимир Великий”, что на сегодня в полном объеме выполнены эскизный и технический проекты и начата разработка рабочей конструкторской документации (хотя это было сделано, насколько известно, еще в 2011 г), что начато создание его комплектующего оборудования, сформирован корпус третьего и четвертого блоков головного корабля. «К реализации проекта по строительству корабля класса “корвет” привлечено до 80% предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса», — порадовал Можаровский.
И тут же добавил: на все эти работы, то есть на корветную программу, государственным оборонным заказом на 2012 год предусмотрено финансирование в объеме… 10,82 млн грн.
Военный чиновник явно хотел представить ход работ над корветом в оптимистическом ключе, но вместо этого вызвал крайнее недоумение. Если вместо даже катастрофически мизерной суммы на год (учитывая общий объем программы и заявленные сроки ее реализации) в 433 млн грн, Минобороны получает менее 11 млн грн – радоваться точно нечему. Любой школьник легко подсчитает, что при таких темпах выделения средств Украина закончит свою корветную программу через… полторы тысячи лет (точнее, через 1 499 лет).
Правда, немного позже, в начале октября, во время посещения 240-го центра подготовки подразделений 8-го армейского корпуса, главковерх Виктор Янукович вдруг рассказал, что в 2012 году на строительство корвета предусмотрено… более 300 млн грн.
Откуда он откопал эту цифру – неизвестно. Но смотрится весело: замминистра обороны заявляет об 11 млн, а через какую-то неделю президент вещает о сумме в 30 раз большей! При том, что в октябре деньги так и не пошли.
Кстати, тогда же Янукович также сообщил, что на следующий, 2013 год на корветную программу в бюджете предусмотрено… снова 400 миллионов грн. На фоне обещанных 433 млн грн в этом году и полученных (точнее, пока даже не полученных) 11 млн, это оптимистичное заявление ничего, кроме смеха и слез, вызвать не может. Во-первых, этот безудержный оптимизм Януковича выглядит не более чем желанием прокукарекать о каких-то несуществующих успехах перед выборами. А во-вторых, даже если это обещание будет выполнено, корветную программу оно никак не спасет: на фоне проваленного финансирования в этом году, 400 млн грн в 2013 г – это скорее насмешка, чем спасение программы.
Додаючи коментар, будь ласка, будь ласка, будьте толерантними та утримуйтеся від образ на адресу інших учасників дискусії - навіть якщо Ви не поділяєте їхньої думки.