RSS

Георгий ГОЛИК: «В молодости я занимался тем, что в науке немного «похулиганил», защитив кандидатскую диссертацию по химии боевых отравляющих веществ. Потом пришло понимание, что лучше лечить людей, нежели убивать их»

2013-10-30 22:36:00
Георгий ГОЛИК: «В молодости я занимался тем, что в науке немного «похулиганил», защитив кандидатскую диссертацию по химии боевых отравляющих веществ. Потом пришло понимание, что лучше лечить людей, нежели убивать их» -

Новейшие разработки отечественных ученых позволят аграриям Украины быть конкурентно-способными на мировых продовольственных рынках. В современном земледелии и растениеводстве нашими изобретателями создан не один инновационный продукт, направленный на увеличение производительности растений и почвы без перенасыщения их удобрениями, с использованием естественной энергии, заложенной в растении и почве (без вмешательства в геном) и без лишних затрат человеческих ресурсов. Одним из последних достижений является экологически чистое минеральное микроудобрение, применение которого кардинально изменяет классические методы земледелия.

К такому успеху группа украинских ученых шла более 17 лет. Коллективом, который уже многие годы возглавляет профессор Георгий Андреевич Голик (заслуженный изобретатель Украины, автор более 100 патентов, было создано удобрение XXI века — микроминеральное удобрение «Сизам». Уже сегодня это микроминеральное удобрение производится серийно на промышленной основе.

Предлагаем вашему вниманию интервью с Георгием ГОЛИКОМ заслуженным изобретателем Украины.

— Георгий Андреевич, в настоящее время ваша команда занята созданием 4-го и даже 5-го поколений микроминерального удобрения «Сизам». А как все начиналось?..

— Я, вообще-то, химик по натуре. В молодости я занимался тем, что в науке немного «похулиганил», защитив кандидатскую диссертацию по химии боевых отравляющих веществ — химия фосфора. Потом, получив диплом кандидата наук, решил оставить это неблагородное занятие. Пришло понимание, что лучше лечить людей, нежели убивать их. И начал заниматься научными проблемами медицины и сельского хозяйства. Причем медициной, намного отличающейся от той медицины, которая у нас есть. Например, в таблетках «Септефрил», продающихся в аптеках, присутствует всего-навсего 0,2 миллиграмма действующего вещества, разработанного с моим участием.

Для справки: «Септефрил» применяют для профилактики и лечения заболеваний полости рта, глотки (стоматит, ангина, тонзиллит, фарингит и др.), санации носителей патогенного стафилококка и дифтерийной палочки, кандидоза слизистой оболочки полости рта и глотки; для профилактики инфекционных осложнений до и после операций, стоматологических манипуляций в полости рта и носоглотке.

Также был создан медпрепарат для лечения пародонтоза. Но он не утвержден фармкомитетом. Просто у меня уже не хватает здоровья заниматься этим — пробивать украинскую бюрократическую броню. А еще у нас имеется препарат для лечения язвы желудка и гастрита. Он утвержден фармкомитетом, но выпускать его у нас не получается. Делаем только под конкретного человека, то есть, выполняем индивидуальный заказ. Звонят люди, бывало, из Верховной Рады и просят, мол, нужно помочь депутату избавиться от язвы желудка. Практически с помощью нашего препарата, изготовленного в лаборатории под индивидуальный заказ, эффект лечения был 100-процентный. Правда, было пару не совсем удачных случаев, но лишь из-за того, что пациенты предоставляли неверные диагнозы. Например, человек говорил, что у него нормальная кислотность, а когда разобрались после неудачного курса лечения, то установили совсем иное: его кислотность значительно превышала норму.

Проблема с выпуском препарата заключается в том, что он может нормально содержаться только в стеклянной упаковке, так как все остальное — всевозможные оболочки и тому подобное — он разъедает и не может сохраняться на протяжении времени, определенного сроком годности. Для индивидуальных заказов мы упаковываем препарат в стеклянные баночки. И больные язвой желудка принимают препарат на ночь по столовой ложке. Это гадость, конечно, невероятная, но (смеется — ред.) водка — хуже, а ее же пьют…

Также и в сельском хозяйстве, применяя микродозы разработанного нами действующего вещества, мы производим микроудобрения.

— А что такое микроминудобрения, если объяснить попроще, чтобы было всем понятно? Можно сказать, что Вы, занявшись вплотную биологией, и химию не совсем забросили, словом работали на стыке этих наук?

— Так и есть. Прежде всего, нужно отметить, что мы начали работать с малыми дозами действующего вещества. После того, как оставил химию боевых отравляющих веществ, я начал заниматься растениями. Я трогал само растение, а именно — утолщал стебель, чтобы он не полегал, уменьшал количество мужских цветков и увеличивал число женских, что позволяло наращивать урожайность. А главное то, что мы с коллегами смогли увеличивать корневую систему растений. Кстати, что касается химии, мы использовали отходы от производства левомицетина. В этом названии медпрепарата: лево — значит, что левовращающий изомер идет для лекарства, а правовращающий изомер уходит в отвал. Но мы нашли и ему применение, сделав препарат лекстрамин — он то и помог хорошо улучшить корневую систему растений.

А потом я поездил по библиотекам, порылся в научной литературе и нашел монографию москвички, доктора биологических наук Фаины Юрьевны Гельцер «Симбиоз с микроорганизмами — основа жизни растений». Это уникальная книга, в Библиотеке Вавилова было всего 5 экземпляров. Будучи ученицей академика Вильямса, Гельцер многие годы развивала его учение о повышении плодородия почв путем создания благоприятных условий для жизнедеятельности почвенных микроорганизмов. В 1982 г. была награждена дипломом и премией им. В. Р. Вильямса за серию работ по проблеме гумуса и структурообразования почв, проводившихся в течение многих лет. Эти работы раскрыли большую роль микроорганизмов в формировании перегноя, основным источником которого является биологический процесс синтеза бактериальной микрофлорой новых органических коллоидальных соединений, ведущих к образованию прочной структуры почвы. Предметом изучения Гельцер было также влияние многолетних трав на почвообразующий процесс, выяснение роли клубеньковых бактерий в обогащении почвы азотом и разработка оптимальных агротехнических приёмов.

— В чем суть этих ее изысканий?

— Фаина Гельцер большую часть своей жизни посвятила этой проблематике. Успешно изучая симбионтные грибы и их роль в развитии растений, Гельцер впервые в мировой практике в 1964-1965 гг. выделила чистую культуру эндофитов из разных растений и создала ростовой стимулирующий препарат. Разработка способа выделения чистых культур открыла большие возможности для изучения их свойств, продуктов жизнедеятельности, роли в симбиозе с растениями и повышении иммунитета. Но ее занятие этой тематикой отнесли к «лженауке», подобно кибернетике и т.п.

Чтобы наглядно объяснить ее разработку (Георгий Андреевич открывает цветной буклет и показывает рисунок корня растения в разрезе), смотрите: вот мы имеем корень растения, он сродни проводу, сверху у него — кора (изоляционная оболочка), а внутри роль медной жилы играют симбионтные грибы. Именно они получают из почвы все необходимые вещества и минералы, а оболочка (кора) работает как насос. Гриб-эндофит постоянно находится в контакте — и внутри корня, и в семени. Эти грибы-эндофиты в корне живут в симбиозе с растениями. И хорошо развитый гриб-эндофит дает растению до 90% всех физиологически активных веществ, регуляторов его роста и заставляет растение вырабатывать фитоалексины. А именно фитоалексины, собственно, и являются для самого растения иммунной системой, которую пестицидами и гербицидами почти угробили. А остальные 10% физиологически активных веществ и регуляторов роста растению дают ризосферные экзобактерии.

Что получается: мы обрабатываем семена, чем стимулируем развитие гриба-эндофита, который уже находится в семени. Пока семена находятся не в почве — наша обработка как бы заморожена, но как только семена попадают в землю — тут же гриб-эндофит начинает хорошо развиваться, заставляет семя производить мощную корневую систему, которая в свою очередь дает роскошную листовую поверхность. Листья же, как известно, включают в работу фотосинтез, который выделяет сахара вниз к корню. За счет этих сахаров гриб-эндофит привлекает в процесс различные бактерии. То есть, попросту говоря, им всем хочется кушать. И особенно важны ризосферные экзобактерии (показывает их на рисунке), выделяющие различные вещества, которые разрушают препоны к трудно доступным соединениям, находящимся в почве, переводя их в легко доступные. А в почве этих различных соединений накоплено столько, что на сотню лет хватит. Ведь те минудобрения, которые обычно вносятся в землю, используются почвой и растениям всего на 20-30 процентов.

Потом гриб-эндофит все это получает, перерабатывает и максимально передает растению то, что ему нужно для развития. На рисунке изображена, конечно, упрощенная схема физиологии растения и нашего вмешательства в природные процессы. На самом деле, если вдаваться в более глубокие подробности, есть масса различных нюансов, но не будем забивать ними головы читателей.

— Ну, например, мне, неискушенному в биохимии, пока все понятно. В основном суть вашей работы с сельскохозяйственными растениями в этом направлении ясна: вам с коллегами удалось добиться значительного улучшения физиологии растений и укрепления их иммунной системы…

— Да, такого понимания наших изысканий вполне достаточно. Что характерно, всю жизнь мы только трогали само растение, особо не влияя на его иммунную систему. А потом мы нашли способ стимулировать — сначала развитие гриба-эндофита, а потом уже он сыграл свою роль по полной, совершив столь качественный скачок в развитии растения.

— А можно сказать, что ваш подход — это новое слово в мировой практике по решению проблемы биостимуляции растений?

— В принципе мы работаем не на пустом месте. Это «слово» начали говорить еще до меня, начиная с уже упоминавшейся в нашей беседе Фаины Гельцер, которая впервые в мире выделила гриб-эндофит как таковой и начала размножать его в колбе. На том этапе ее практическая заслуга заключалась в том, что она доказала: чем лучше развит в корнях растений эндофит, ТЕМ ВЫШЕ УРОЖАЙ. Ф.Гельцер еще в 70-е годы прошлого столетия получила споровые вытяжки из эндофитов корней женьшеня и облепихи, которым дала название «Симбионт».

Потом вслед за ней ученые Украинского института биоорганической химии, в числе которых был ныне покойный Юрий Викторович Карабанов и ваш собеседник, также сделав вытяжку грибов-эндофитов из корней женьшеня и облепихи, получили свой препарат «Эмистим-С». Что и как мы это делали? Размножали все в чашках Петри на агар-агаре, экстрагировали и получали вытяжку. Потом разливали в ампулы, разводили водой и обрабатывали семена.

— А почему делали вытяжку гриба-эндофита именно из корней женьшеня и облепихи?

— Потому что тогда считалось, что корни этих растений наиболее мощные. Хотя, как выяснилось со временем, это совсем не так. Грибы-эндофиты, например, того же женьшеня, условно говоря, этот свой мощный корень научились производить за сотню лет. А нам нужно создать, к примеру, корень свеклы всего за один год! Нужно сказать, что есть несколько разновидностей грибов-эндофитов: белые, серые, черные и розовые. Из этих четырех видов в каждом растении работают свои грибы-эндофиты. Нужно сказать, что и препарат «Симбионт» из облепихового корня, и «Эмистим-С» из женьшеня содержат частично грибы-эндофиты той же сахарной свеклы. Поэтому при обработке семян этими препаратами удается как-то повысить урожайность свеклы. Но мы, в чем и заключается преимущество наших новых препаратов, научились стимулировать развитие грибов-эндофитов каждого отдельно взятого растения! У нас имеется основной препарат, состоящий из сульфатов и различных солей: меди, кобальта, марганца, цинка, железа, бора. Мы это свое вещество наносим на гомеопатические гранулы и получаем препарат «Сизам» (расшифровывается как — «сила земли»).

— А в чем кардинальное преимущество вашего «Сизама» перед другими аналогами микроудобрений?

— Наш «Сизам» стимулирует не само растение, а работу грибов-эндофитов по продуцированию необходимых ему фитогормонов и других физиологически активных веществ. То есть мы не стремимся увеличивать урожайность путем «допинга» растений. Иными словами, мы не вторгаемся в отработанную миллионы лет генетическую программу развития растения, а также не стимулируем качество отдельных ее этапов. Наш препарат — это комплекс микродоз солей микро- и макроэлементов, что давно применяется в медицине при изготовлении поливитаминов. Микроэлементы подобраны так, чтобы они улучшали функциональную деятельность эндофитов растений по продуцированию биологически активных веществ, жизненно необходимых данному виду растения. И эти вещества, способствуя гармонизации процесса развития растений, повышают всхожесть семян, а также обеспечивают условия для мощной корневой системы, рост самого растения, кущение злаков, утолщение стеблей, формирование большей ассимиляционной поверхности и закладку необходимого количества генеративных органов. При этом повышается устойчивость растений к неблагоприятным условиям (засухе или заморозкам) и болезням.

Очень важно отметить и то, что «Сизам» применяют для обработки семян перед посевной, а это дает значительную экономию различных ресурсов. Словом, основываясь на многолетнем опыте в отрасли исследования регуляторов роста и применения микроэлементов, мы предложили для повышения урожайности новые поколения препаратов — «Сизам». Их у нас имеется уже целая серия. В мировой практике «Сизаму» действительно аналогов не было. Ибо это абсолютно новый подход к решению проблемы питания растений и повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

Беседу записал

Вячеслав КОВТУН

PS:

Мы договорились с Георгием Андреевичем о следующей встрече, чтобы продолжить беседу об инновационном вкладе украинских учених-экспериментаторов в аграрную науку и сельское хазяйство нашей страны. Ведь уже всем и давно понятно, что выходом из кризисного состояния мировой экономики может быть внедрение новых технологий. Кстати, согласно оценкам Всемирного банка, рост ВВП, обусловленный ростом сельского хозяйства, по меньшей мере, вдвое эффективнее способствует сокращению бедности, чем рост ВВП, полученный за счет других отраслей. Было отмечено также, что быстрый рост сельского хозяйства немыслим без внедрения инноваций — именно этот фактор, прежде всего, будет влиять на повышение производительности, прибыльности и устойчивого развития как в крупных аграрных объединениях, так и в мелких крестьянских хозяйствах. Кстати, именно последнее и обеспечило масштабное снижение уровня бедности в селах в последние годы во многих странах мира.

PPS:

Есть статьи, которые я откладываю «на компьютерную полку», и они какое-то время ждут своего часа. Я уезжал на малую родину проведать отца и решил это интервью не предлагать для публикации. Но продолжал перечитывать его не без морального удовлетворения от того, что в Украине хоть в некоторых вопросах не всё так плохо и печально. Здорово, что у нас есть, слава Богу, все же может быть БУДУЩЕЕ, и оно наверняка не за горами. Тем более, когда есть еще порох в пороховницах у наших ученых, есть желание поиска новых потрясающих идей. И пример тому — научно-практическая деятельность Г. Голика. Ведь подобные творческие изыскания помогут решить едва ли не сложнейшую проблему человечества в 21 веке — продовольственную.

По возвращению в Киев позвонил Георгию Андреевичу и вдруг услышал тревожный и растерянный голос профессора Голика: «Вячеслав Григорьевич, а у нас «СИЗАМ» пытаются украсть...»

А это значит, что впереди у научно-производственной команды Георгия Андреевича — изнуряющая судебная тяжба с рейдерами от науки. Оставаться в стороне и журналистам никак нельзя…

На фото: профессор Георгий Голик с наградами Европейской Бизнес Ассоциации.

 

Джерело: Наша Версія

Партнеры

Новости мира

Коментарі

Додаючи коментар, будь ласка, будь ласка, будьте толерантними та утримуйтеся від образ на адресу інших учасників дискусії - навіть якщо Ви не поділяєте їхньої думки.

 

JOIN

Погода, Новости, загрузка...